Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Октруа

Октруа (octroi) — французское название привратных (заставных) сборов. Октруа — налог на предметы местного потребления, собираемый в пользу коммунальной (городской) кассы на заставах некоторых городов и общин. Не надо смешивать Октруа с ввозным налогом (droit d'entree). Первый падает на предметы местного потребления, меняется соответственно коммуне, предназначается на расходы города и голосуется муниципальными советами. Второй — падает только на напитки, одинаков повсюду, взимается в пользу казны и определяется законодательной властью. Октруа существовал в Бельгии, Голландии, Германии и Соединенных штатах, везде отменен в XIX ст. В XX ст. Октруа, сохранившийся в Австрии, принимает различные формы, чаще всего форму надбавки к косвенным налогам, взимается государством в пользу городов, которые об этом ходатайствуют. В Италии города могут брать, сверх существующих государственных налогов на предметы потребления, добавочные налоги на вина, уксус, водки, мясо. Установлен Октруа на муку, рис, жиры растительные и животные, сахар. Можно получить разрешение налога на соль, кофе, чай, перец, уже обложенные государством. Но особенно типичен Октруа для Франции. Октруа существовал еще в городах Галлии. Национальное собрание в 1789 г. отменило Октруа вместе со всеми косвенными налогами, но так как Октруа ничем не были заменены, то, уступая настоятельным требованиям городов, уже с VII г. революции Октруа стали понемногу восстанавливать. Попытки отмены Октруа делались в революцию 1830 и 1848 гг. Вторая империя тоже много занималась вопросом об Октруа, несколько раз меняя свою точку зрения под влиянием политических соображений. Но самая упорная борьба за отмену Октруа началась с 80-х годов. Инициатива по созданию новых Октруа принадлежит коммунальному совету. Вопрос может быть возбужден только в том случае, если городских доходов не хватает на нормальные расходы. Коммунальный совет указывает точно предмет обложения, размеры налога, границы территории, на которую распространяется Октруа, способ управления и основные правила внутреннего распорядка. Утвержденный коммунальным советом вопрос передается на рассмотрение правительства. Вопрос о понижении тарифа и отмена Октруа подлежат разрешению коммунального совета. Расходы по первоначальному оборудованию, текущие сметы, уставы, бюро, делопроизводство — все регламентируется министерством финансов. Предметы, подлежащие Октруа, разделены на 6 категорий: 1) напитки и жидкости, 2) съестные припасы, 3) топливо, 4) фураж, 5) материалы и 6) разные предметы. Сбор ложится только на предметы местного потребления; исключение: съестные припасы первой необходимости (хлеб, мука, соль, овощи), предметы, могущие впредь быть вывезенными (мебель, лес каретный, колесный, боченочный, орудия и инструменты), а также предметы, составляющие государственную монополию (табак, порох, спички); продукты питания, обложенные большими государственными налогами (сахар, чай, кофе, перец), материалы для починки дорог. Список предметов, могущих быть обложенными, и тарифы даны государством. Существует несколько тарифов для того же предмета в зависимости от количества населения в городе. Есть тарифы обыкновенные (taxe), предназначенные на покрытие обыкновенных расходов, и тарифы специальные (surtaxe) на расходы экстраординарные, которые падают на вино, сидр и алкоголь, не должны превышать размеров государственного налога на эти напитки и вводятся с разрешения центральной власти. Существует 4 способа сбора: управление (regie simple) — это сбор Октруа под непосредственным руководством городского мэра, простое и чистое применение соответствующих законов и местных постановлений; управление лиц заинтересованных (regie interessee) — передача сбора чиновникам, которые кроме определенной суммы получают известную долю с доходов, но доля эта не должна превышать 12 % основной суммы договора; откуп за определенную сумму без участия города в барышах и без определения расходов по сбору. Откуп не может быть взят больше чем на 3 года, ни при каких условиях не может быть нарушен откупщиком, городом же может быть нарушен с уплатой неустойки; соглашение с управлением косвенных налогов, которое, получив определенную сумму с города, берет на себя сбор Октруа и производит его совершенно самостоятельно. Октруа — налог всеобщий. Исключаются представители иностранных держав в Париже и фабриканты (льготы для топлива и материалов). Сбор производится при входе в город, где всякое лицо, провозящее или проносящее предметы, подлежащие обложению Октруа, приглашается подать соответствующее заявление и уплатить налог. Получив заявление, пристав имеет право произвести досмотр и проверить количество или вес ввозимых предметов. Разрешено превращение Октруа в прямой налог через соглашение с союзом лиц, платящих его, например с булочниками, но только в том случае, если встречаются особые затруднения для обыкновенного способа сбора. Такое соглашение решительно запрещено с отдельными лицами и не должно давать никаких преимуществ торговцам. У лиц, производящих предметы обложения в пределах местности, обложенной Октруа, как-то: сельских хозяев, местных торговцев и фабрикантов, чиновники Октруа имеют право производить досмотр на складах (погребах, магазинах, скотных дворах и т. д.), но только днем и в определенные часы. В частных помещениях и у частных лиц — только если есть подозрение в контрабанде и с соблюдением известных формальностей. Существуют 3 формы льгот для временно пребывающих в данной местности: 1) транзитный пропуск (passe debout) — лицо, везущее товар, выдает поручительство или вносит залог, который получает обратно при выезде, или берет эскорт, сопровождающий его через город; расходы по эскорту падают на провозящего. Пропуск дается не более как на 24 часа; 2) право пребывания проездом (transit) — выдается на несколько дней с условием склада товара в объявленное место, где товар всегда может быть подвергнут ревизии (существуют льготы для лиц, привезших товар на ярмарки и базары; 3) право склада (etrepot) — для товаров, которые могут быть высланы дальше или переработаны на месте. Право склада не ограничено временем. Чиновники ведут счет товарам, сложенным на склады, имеют право проверять их наличность, их вес и количество. Для товаров, уменьшающихся от времени в объеме и весе, существуют особые постановления. Право склада называется действительным, когда товар сложен в общественном складе, фиктивным, когда он в складах хозяина, и промышленным, когда это — топливо и материалы для фабрик и заводов. Правительство широко пользуется правом склада для запасов сухопутных и морских войск, топлива, материалов для постройки судов и железных дорог, мастерских, копей и рудников.

На Октруа направлены все обвинения, обращенные обыкновенно к косвенным налогам: 1) Октруа противоречит правилу, которое гласит, что плательщик уплачивает сообразно своим средствам, а не своим потребностям; 2) Октруа пропорционален количеству товаров, но не их качеству; 3) налог падает по преимуществу на предметы первой необходимости и ведет к их удорожанию; 4) затруднения и столкновения в момент сбора способствуют контрабанде, которая превращается в настоящий промысел. Противники Октруа указывают еще следующее: местами Октруа превращаются в настоящие внутренние таможни; Октруа мешает потребителю пользоваться результатами хорошего урожая, так как налог нивелирует цены; промышленность страдает, так как рабочий требует повышения заработка, а фабрикант не может повысить цены на свой товар; Октруа занимает пропорционально гораздо больше чиновников, чем прямые налоги; Октруа создает неслыханные препятствия земледелию, приводит к опустошению деревни, так как разорившиеся крестьяне и фермеры уходят в города; Октруа сокращает потребление лучших продуктов и поощряет худшие, толкает продавцов на путь фальсификации. В итоге беднейшие оплачивают большую часть бюджета, и рабочий обложен больше, чем кто-либо. Мнения сторонников Октруа сводятся к следующему: считают, что это налог легкий; ссылаются на его древность; говорят, что эта форма налога везде принята; что отмена Октруа отдаст город в руки правительства и уничтожит их автономию; что рабочему жалование возмещает то, что он теряет на Октруа; указывают, что с отменой Октруа иностранцы не будут ничего платить. Отмена же Октруа принесет пользу только посредникам — производитель и потребитель ничего не выиграют; отмена Октруа лишит города главного источника их доходов. Конечно, защищаются Октруа более зажиточными классами (особенно домовладельцами), а оспариваются беднейшими. С самого начала борьбы за отмену Октруа предлагается ряд способов заменить Октруа Наиболее распространенные: замена Октруа подоходным налогом; увеличение налога поземельного и на жилые помещения; полная передача городам патентного сбора; установление монополии на алкоголь; установление добавочных сантимов в пользу городов; налог на капитал; предоставление городам права заменить Октруа прямыми налогами по их выбору; установление добавочных тарифов в пользу городов на алкоголь и увеличение таможенных сборов; замена Октруа прямыми налогами на тех, кто имеет приличное жилище. Особенно обострялась борьба в 1867, 1880, 1884, 1886, 1893 и 1895 гг. Попытки реформы парализовались собственниками домовладений, которым пришлось бы нести тяжесть прямых налогов, заменяющих Октруа Законами 1893 и 1897 гг. воспрещено как создавать новые налоги на вина в бутылках и на масла (не минеральные), так и повышать старые. Закон от 29 декабря 1897 г. предписал коммунам отмену Октруа на шипучие напитки (например, сидр, пиво), но они не нашли заменяющего налога, который не оспаривался бы государством, и в конце 1898 г. status quo было продолжено, но в Париже сняли налог с вин и пополнили убыток увеличением налога на алкоголь. Законом от 22 февраля 1918 г. был уничтожен Октруа на напитки, в результате чего коммуны потеряли около 90 млн франков. Этим же законом был установлен коммунальный фонд косвенных налогов, который возместил убытки от уничтожения Октруа на напитки. В 1922 г. этот фонд давал городам уже 255,6 млн фр. Октруа остался только на вина в бутылках, неминеральные масла и некоторые жидкости (уксус, лимонад и т. д.). По опубликованным статистическим сведениям за 1922 г. во Франции — 1.145 коммун, в которых существует Октруа, из них 73 имеют больше 30 тыс. жителей. Октруа дает 500 млн фр. валового и 414 млн фр. чистого дохода, из них на долю Парижа приходится 142 млн валового и 162 — чистого дохода. За 1 год валовой доход возрос на 11,12 % за счет повышения общих тарифов и увеличения потребления. Доходы по отдельным статьям распределяются следующим образом:
1) Вина в бутылках и др. жидкости
2) Съестные припасы
3) Топливо
4) Фураж
5) Материалы
6) Разные предметы
7) Побочн. сборы (право склада, экспорт и т. д.)
9.384.664 фр.
274.617.854 фр.
97.028.540 фр.
23.855.076 фр.
69.155.753 фр.
22.556.162 фр.
3.721.896 фр.
Всего500.319.945 фр.

Таким образом на первом месте стоят съестные припасы (54,9 %), на втором — топливо (19,4 %), на третьем — материалы (13,8 %). Октруа падает больше, чем на 1/3 жителей Франции (38,7 — 36,6 %). На жителя местности, обложенной Октруа, падает в среднем 36 фр. 43 с. (цифра колеблется от 8 фр. 49 с. до 9 фр. 17 с.) Порядок управления остается почти тот же: господствует управление (regie simple) — 951 город; совсем исчезло управление лиц заинтересованных; с 1918 г. растет количество откупов (107 гор.), соглашение с управлением косвенных налогов падает (87 гор.). Расход по управлению значительно увеличился. В 1920 г. удалось расходы по сбору Октруа понизить с 23,34 до 17,23 %% в 1922 г. В статистические сведения за 1922 г. впервые включены Октруа в Эльзасе и Лотарингии. Октруа имеются там в 22 городах, из них 4 города дают 8/9 всего сбора. Валовой доход — 5,4 млн фр., чистый — 4,8 млн фр. Доходы по отдельным статьям распределяются следующим образом:

1) Вина в бутылках и др. жидкости — 453.021 фр.

2) Съестные припасы — 1.945.782 фр.

3) Топливо — 1.499.565 фр.

4) Фураж — 109,142 фр.

5) Материалы — 1.208.059 фр.

6) Разные предметы — 209.997 фр.

7) Побочные доходы — 1.187 фр.

Всего — 5.426.753 фр.

На первом месте стоят съестные припасы (35,8 %), на втором — топливо (27,6 %), на третьем — материалы (22,2 %). Октруа падает на 25 % жителей, сбор на человека колеблется от 8 до 21 фр., средняя цифра — 12 фр. 49 с. Октруа функционирует в Эльзасе и Лотарингии еще по германскому муниципальному закону от 6 июля 1895 г., который предоставляет коммунам большую автономность, чем французский закон от 5 апреля 1884 г. Октруа в Эльзасе и Лотарингии почти совсем исчезает от контроля государственной власти. Самые предметы обложения не соответствуют французским тарифам: сухие овощи, злаки и все продукты мучной торговли и булочной, мясо, свинина и жиры освобождены от обложения законом от 25 сентября 1902 г. Зато мебель, посуда, музыкальные инструменты, оружие — часто обложены Октруа, что противоречит основному положению об Октруа как налога на предметы местного потребления. Французское правительство ставит вопрос об уничтожении этих налогов. Расходы по сбору Октруа поднимаются в Эльзасе и Лотарингии до 42,14 % (39,69 % для больших городов и 63 % для остальных). Причины — те же, что и в остальной Франции, но к ним надо прибавить отсутствие Октруа на мясо и хлеба и нежелание городов допустить вмешательство в их дела центральной власти.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«О»: Облигации, Обложение военной прибыли, Общества взаимного кредита, Октруа, Ориентировочный бюджет, Оценка имущества, «О».