Добавить в закладки   •   Для замечаний
Словарь книжных терминов

Справочник
литератора

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

Правила русской орфографии


Определение авторского знака




Справочник
издателя


 

Партийность в искусстве

Партийность в искусстве — определённое идейное отношение писателя, художника, композитора к изображаемым ими явлениям действительности, которое зависит от того, каким классам и общественным группам они сочувствуют. «Партийность в художественном творчестве определяется не формальной принадлежностью художника к партии, а его убеждениями, его идейной позицией», — пишет Н. С. Хрущёв в труде «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».

Партийность сказывается прежде всего в том, что деятель искусства выражает определённое идейное отношение к тем явлениям, которые отражены в его творчестве. В этом смысле всякая идеологическая деятельность в классовом обществе, в том числе и литературно-художественная, имеет в конечном счёте определённую классовую направленность, выражает интересы того или иного класса и зачастую открыто отвечает тем или иным партийным взглядам.

Буржуазные писатели лицемерно скрывают свою партийность, выдавая себя за представителей общенациональных, якобы внеклассовых интересов.

«Беспартийность в буржуазном обществе, — учит нас Ленин, — есть лишь лицемерно прикрытое, пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров».

Вот почему «беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая». (В. И. Ленин.)

Высшая форма партийности — коммунистическая партийность социалистического искусства и литературы.

В. И. Ленин впервые в истории всесторонне обосновал принцип коммунистической партийности как основу единственно свободной, социалистической литературы, подлинно народной и революционной, исходящей из научного, марксистско-ленинского понимания жизни.

В своей исторической статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) В. И. Ленин писал:

«Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». (Соч., т. 10, стр. 30 — 31.)

Такой свободной, революционной литературой, открыто проводящей идеи коммунизма в жизнь, является советская социалистическая литература.

Партийность советской литературы — это её коммунистическая идейность, определяющая подлинную народность её произведений. Она присуща всем советским писателям, воплощающим коммунистическую партийность в своих произведениях. Она определяет основные черты художественного метода советской литературы — социалистического реализма.

«Каждый из нас, — сказал М. А. Шолохов на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, — пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».


«П»:Памфлет, Панегирик, Парадокс, Параллелизм, Парнас, Пародия, Партийность в искусстве, Пасквиль, Пастораль, Пауза, Пафос, Пегас, Пейзаж, Пентаметр, Пеон, Перевод художественного произведения, Перенос, Период, Перифраз, Персонаж, Песня, Пиит, Пиррихий, Плагиат, Плеоназм, Повествователь, Повесть, Повторение, Поговорка, Полисиндетон, Положительный герой, Полонизм, Портрет, Посвящение, Послание, Послесловие, Пословица, Поучение, Поэзия, Поэма, Поэтика, Прибаутка, Приключенческая литература, Припев, Присказка, Притча, Причеты, Причитанья, Провинциализм, Проза, Прозаизм, Прозопопея, Пролог, Прообраз, Прототип, Псевдоклассицизм, Псевдоним, Публицистика, Путешествие, Пьеса, «П».