Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Таможенный тариф

Таможенный тариф. Термин Таможенный тариф охватывает всякое изданное законодательной властью схематическое перечисление всех подлежащих обложению ввозными или вывозными таможенными пошлинами товаров с указанием ставки отдельной пошлины и подлежащей обложению единицы товара. Таможенный тариф обнимает обычно целый ряд тарифов, установленных в разное время для различных видов торговли (экспортной или импортной) и по различным границам. Система Таможенных тарифов может быть автономной или конвенционной (см. Автономный тариф).Рост международной торговли и усиление экономических связей между народными хозяйствами отдельных стран привели во второй половине XIX ст. к системе конвенционных Таможенных тарифов. Впервые во Франко-британском торговом договоре 1860 г., известном под именем договора Кобдена, были сделаны уступки с таможенных пошлин автономного французского Таможенного тарифа. В 90-х годах XIX ст. по инициативе канцлера Каприви Германия заключает ряд торговых договоров со своими соседями (Бельгией, Швейцарией, Австро-Венгрией и Италией), с установлением пониженных конвенционных Таможенных тарифов Россия первоначально относилась отрицательно к системе конвенционных Таможенных тарифов, но вскоре сама вступила на этот путь, включив в торговый договор с Францией 1893 г. конвенционный Таможенный тариф со скидками по 10 статьям автономного русского Таможенного тарифа 1891 г. В результате таможенной войны с Германией (см. Таможенная война) был заключен Русско-германский торговый договор 1894 г., содержавший конвенционные Таможенные тарифы по русско-германской торговле. Таким образом Россия связала себя по целому ряду статей своего Таможенного тарифа, получив взамен германские конвенционные Таможенные тарифы и понижение ряда ставок на различные предметы русского сельскохозяйственного экспорта. В 1895 г. был заключен торговый договор с Португалией, содержащий также конвенционные Таможенные тарифы. Дополнительная Русско-германская конвенция 1904 г., составляющая продолжение торгового договора 1894 г., содержит ряд скидок с нового русского автономного Таможенного тарифа 1903 г. и вызывает ряд нареканий в русских экономических кругах, считающих этот конвенционный Таможенный тариф крайне невыгодным для развития нашего народного хозяйства. Впоследствии русское правительство еще более расширяет систему своих конвенционных Таможенных тарифов, которые мы находим в трех новых торговых договорах: с Францией 1905 г.. с Австро-Венгрией 1906 г., с Италией 1907 г. Благодаря принципу наибольшего благоприятствования наши конвенционные ставки, включенные в договоры с Германией, Францией, Австро-Венгрией, Италией и Португалией, получили свое распространение на товарообмен со всеми другими странами, заключившими торговые договоры с русским правительством; поэтому автономный Таможенный тариф 1903 г. применялся лишь в отношении тех товаров, которые не были упомянуты в одном из конвенционных тарифов. В 1922 г. советское правительство издало свой первый Таможенный тариф, который подвергся затем переработке и был снова издан в 1924 г. Действующий Таможенный тариф 1924 г. состоит из целого ряда отдельных Таможенных тарифов: I) Таможенный тариф по европейской торговле, который делится на: а) роспись товарам привозным (10 групп, ст. ст. 1 — 218), б) роспись товарам, запрещенным к ввозу (ст. ст. 219 — 231); II) Таможенный тариф по отпускной торговле со включением в него росписи товаров, запрещенных к вывозу (ст. ст. 1 — 23 и 24 — 36); III) Мурманский дифференциальный (ст. ст. 1 — 20) и IV) Азиатский привозной Таможенный тариф (ст. ст. 1 — 30). Количество вывозных таможенных пошлин в Таможенном тарифе 1924 г. по сравнению с Таможенном тарифом 1922 г. также значительно уменьшено. В 1926 г. снова повышен ряд ставок ввозного Таможенного тарифа. Тариф по азиатской торговле содержит пониженные пошлины для товарообмена с восточными соседями СССР. Вопрос о желательности применения системы конвенционных Таможенных тарифов для СССР вызывал большие разногласия среди экономистов: одни полагали, что система единого автономного Таможенного тарифа позволит вести совершенно независимо свою таможенную политику, нисколько не лишая себя возможности повысить ту или иную таможенную пошлину; другие доказывали, что закрепление за предметами нашего вывоза определенных таможенных ставок в импортных тарифах, установленных правительствами стран — потребительниц нашего экспорта, облегчит завоевание последним международного рынка и даст значительные выгоды для нашей внешней торговли; те же уступки, которые придется сделать в отношении наших отдельных контрагентов, понижая ставки автономного Таможенного тарифа, вовсе не представляются столь значительными, тем более, что система монополии внешней торговли дает возможность воспрепятствовать путем отказа в выдаче лицензии (см. Лицензия) ввозу нежелательных с точки зрения интересов нашего народного хозяйства товаров, совершенно независимо от того, будут ли они обложены ставками общего автономного или пониженного конвенционного Таможенного тарифа. Правительство СССР впервые вступило на путь конвенционных Таможенных тарифов в своем торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 г. (см. Торговые договоры). К последнему приложено пять списков товаров: первый из них — список А — дает конвенционный ввозной Таможенный тариф СССР в отношении ряда предметов итальянского вывоза; пошлина на отдельные товары значительно понижена: на лимоны — 75 %, на апельсины — 50 %, на различные вина — от 40 до 75 %%, на шелк — от 20 до 35 %%, на шелковые ткани — 50 %, на бумажные ткани — 55 %, на автомобили и мотоциклы — 2 % и т. д. Список Б содержит итальянский конвенционный Таможенный тариф в отношении важнейших предметов вывоза из СССР; согласно ему понижены пошлины на икру, бобы, горох, ковры, терпентин, резиновую обувь, кишки соленые и ликоподий; Италия отказывается от ввозных пошлин на импортируемые из СССР пеньку, лен, щетину, конский волос, шелковые коконы, железные и марганцевые руды, железный лом и кожи. Итальянские товары, перечисленные в списке В, и русские товары, указанные в списке Г, подлежат обложению таможенными пошлинами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Список Д представляет собой конвенционный экспортный Таможенный тариф СССР в отношении вывозимых в Италию товаров; в нем понижены пошлины на шелковые коконы и волос — на 75 %, на лен — 2 % и пр. Срок действия этих конвенционных Таможенных тарифов установлен в три года.

Ст. 30 договора о торговле и мореплавании между СССР и Норвегией от 15 декабря 1925 г., ратификованного 22 февраля 1926 г., предусматривает установление со стороны СССР особого конвенционного тарифа для норвежских рыбопродуктов. Советское правительство понижает ввозные таможенные пошлины на 65 % в отношении ввозимых из Норвегии сельдей, шпрот в масле и томате, тресковой печени и шариков рыбного фарша. Установленные в настоящее время таможенные пошлины на сельди, соленую и сушеную рыбу закреплены и не могут впредь быть повышаемы в отношении норвежского ввоза. Кроме того, советское правительство обязано пропускать по той же таможенной ставке, которой обложен ввоз трески, следующие виды рыб: пикшу, сайду, менька, различные виды зубатки, налима, щуку, окуня и палтуса. Таким образом здесь мы имеем второй случай установления советским правительством конвенционного Таможенного тарифа в отношении торговли с иностранным государством. Отличительной особенностью является одностороннее применение конвенционного Таможенного тарифа, ибо Норвегия никаких скидок со своего автономного Таможенного тарифа для торговли с СССР не делает. Таким образом наша современная система Таможенных тарифов знает и автономные Таможенные тарифы и пониженные конвенционные Таможенные тарифы пока по торговле с Италией и Норвегией. Западноевропейские государства в большинстве придерживаются системы конвенционных Таможенных тарифов, которые мы находим в практике Австралии, Германии, Голландии, Чехо-Словакии, Польши, Эстонии, Португалии и др. Система конвенционных Таможенных тарифов иногда осложняется двойными Таможенными тарифами: так, Франция имеет одновременно два Таможенных тарифов — максимальный и минимальный; первый из них применяется только в отношении торговли с теми государствами, которые не имеют торговых договоров с Францией, прочим же странам даются процентные скидки с разницы между максимальным и минимальным Таможенным тарифом; однако применение принципа наибольшего благоприятствования приводит к тому, что скидки, данные отдельным контрагентам, приходится постепенно применять в отношении торговли с другими государствами, что приводит к некоторому унифицированию сложной системы максимального и минимального Таможенных тарифов. Соед. штаты применяют систему компенсационных Таможенных тарифов, согласно которым конвенционные ставки, данные для торговли с одним из иностранных государств, распространяются на других контрагентов лишь при условии предоставления последними соответствующей компенсации; в результате наряду с автономным Таможенным тарифом Соед. штатов применяется ряд конвенционных Таможенных тарифов с отдельными странами, не объединяемых в единый конвенционный Таможенный тариф, как это наблюдается в таможенной практике европейских государств, благодаря применению принципа наибольшего благоприятствования в безусловной его форме. Следует указать еще на систему преференциальных Таможенных тарифов, которая выражается в создании наряду с автономным, единым или автономным и конвенционным Таможенными тарифами, еще специального льготного Таможенного тарифа для торговли между метрополией и отдельными доминионами или колониями, а также для торговли между различными доминионами или колониями одной и той же державы. Например, Канада имеет три Таможенных тарифа: максимальный в отношении стран, с которыми не заключено торговых договоров, минимальный в отношении стран, заключивших торговые договоры с Канадой, и еще более низкий преференциальный в отношении торговле с Великобританией, другими ее доминионами, колониями и мандатарными территориями (т. е. теми странами, на управление которыми Великобритания получила мандат от Лиги наций — Ирак, Палестину, Трансиорданию). Аналогичную систему употребления преференциальных Таможенных тарифов мы находим в таможенной практике Австралии, Новой Зеландии и Южно-африканского союза. Принцип наибольшего благоприятствования приводит на практике к тому, что пониженная таможенная ставка, содержащаяся в одном из конвенционных Таможенных тарифов, распространяется на торговлю с другими контрагентами, не заключившими таможенных конвенций; изъятием является вышеуказанная система взаимности или компенсаций, которая проводится таможенной практикой Соед. штатов. Вопросы таможенного обложения составляют обычно ведение министерства торговли, а в СССР управление таможенным делом принадлежит Народному комиссариату внешней и внутренней торговли, осуществляющему свои задачи в центре и на местах через Главное таможенное управление, являющееся его исполнительным органом. Таможенно-тарифный комитет при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР имеет задачей разработку Таможенных тарифов и участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела (конвенционные Таможенные тарифы). В отношении советской таможенной тарифной политики следует рекомендовать в дальнейшем применение системы конвенционных Таможенных тарифов для товарообмена с важнейшими контрагентами. Пониженная конвенционная ставка нашего Таможенного тарифа не помешает Народному комиссариату торговли воспрепятствовать импорту иностранного товара путем отказа в выдаче лицензии, однако в интересах развития нашей внешней торговли следует добиваться уступок по Таможенному тарифу наших контрагентов, дабы наш экспорт мог проникнуть на их внутренние рынки и успешно бороться с конкуренцией других государств, производящих предметы нашего экспорта. (Соед. штаты, Аргентина — по зерновым продуктам, Соед. штаты, Канада, Скандинавские страны и Финляндия — по лесу, Китай и Литва — по щетине и т. д.).

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Т»: Табачная монополия, Табачное обложение, Такса, Талон, Таможенная война, Таможенные пошлины, Таможенный союз, Таможенный тариф, Тарифная система железных дорог, Торгово-промышленный банк СССР, Торговые договоры, «Т».