Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы.

Большинство бюджетных расходов имеет характер постоянных, из года в год повторяющихся, как, например, издержки на содержание государственного аппарата, на работу государственных предприятий и т. д. Постоянными, нормальными являются и обычные источники покрытия расходов — налоги, доходы от государственных предприятий и пр. Такие расходы и доходы носят название обыкновенных. Бывают, однако, обстоятельства, как, например, война, значительный неурожай, нарушающие спокойное течение бюджета и требующие необычных, крупных расходов. С другой стороны, при недостаточности нормальных доходов может явиться необходимость в использовании особых источников для покрытия всех расходов; к таким источникам относятся главным образом займы. Подобные расходы и доходы называются чрезвычайными. К Чрезвычайным расходам относятся иногда и крупные единовременные капитальные затраты на доходные предприятия — постройку железных дорог, торговых портов, мелиорацию и т. п. — затраты, погашение коих требует продолжительного времени и ложится на несколько поколений. Как общее правило, Чрезвычайные расходы покрываются Чрезвычайными же доходами. Однако же случается, что на покрытие части таких расходов обращается излишек обыкновенных бюджетных доходов или же свободная наличность Государственного казначейства (см. Свободная наличность), а, с другой стороны, дефициты по обыкновенному бюджету нередко покрываются займами.

Деление бюджета на обыкновенный и чрезвычайный не получило общего признания. Это объясняется некоторой неопределенностью и условностью признаков, характеризующих Чрезвычайные доходы и расходы. Такая неопределенность дает даже возможность, путем перемещения известных расходов в чрезвычайный бюджет, маскировать дефициты в основном, обыкновенном бюджете. Наблюдается также, что система чрезвычайных бюджетов способствует увеличению государственной задолженности, так как законодательные палаты, вообще говоря, охотнее соглашаются на займы, предназначенные на покрытие Чрезвычайных расходов.

В прежнем русском бюджете существовало деление его на обыкновенный и чрезвычайный. Состав чрезвычайного бюджета изменялся в нем довольно часто, пока наконец не был установлен особыми законами. К Чрезвычайным расходам относились: 1) расходы по сооружению новых железных дорог, а также по изготовлению и приобретению для них в некоторых случаях подвижного состава и принадлежностей; 2) расходы, вызываемые войной, военными экспедициями и народными бедствиями; 3) расходы по досрочной уплате капитала по займам и 4) расходы по уплате капитализированной стоимости приобретаемой в казну крупной собственности и иных источников дохода. К Чрезвычайным доходам принадлежали: 1) вклады в Государственный банк на вечное время; 2) значительные единовременные поступления от специальных капиталов, обращаемых в казну, или от продажи крупной недвижимой собственности; 3) суммы, возвращаемые частными железнодорожными обществами в погашение полученных из казны ссуд, и 4) поступления от займов и других кредитных операций.

С 1919 г. деление бюджета на обыкновенный и чрезвычайный было отменено, но в 1923 г. восстановлено вновь. Согласно правилам о порядке составления бюджета на 1923/24 и 1924/25 гг. к Чрезвычайным доходам относятся следующие поступления: 1) от займов и всякого рода кредитных операций, а также от денежной эмиссии в установленных пределах; 2) от реализации государственных фондов; 3) от крупных аренд и концессий, с утверждения в каждом случае Совета народных комиссаров СССР, и 4) от возврата семенных и продовольственных ссуд и долгов. К Чрезвычайным же расходам принадлежат нижеследующие: 1) на выдачу из особых фондов ссуд и пособий промышленности, сельскому хозяйству, кооперации, а также коммунальным учреждениям и предприятиям; 2) на сооружение новых железных дорог и приобретение для них подвижного состава и железнодорожных принадлежностей; 3) на новые и возобновительные работы по транспорту и по судостроению; 4) на образование оборотных капиталов железных дорог; 5) на электрификацию; 6) на сооружение и капитальный ремонт портов; 7) на досрочную уплату займов; 8) на досрочный выкуп крупных аренд и концессий; 9) на исполнение заказов матер. части армии и 10) на расходы, вызываемые народными бедствиями (войной, неурожаями, эпидемиями и т. п.).

При составлении бюджета на 1926/27 г. вновь уничтожено деление расходов на чрезвычайное и обыкновенное. Отчасти чрезвычайные расходы вошли в новый раздел бюджета — «Финансирование народного хозяйства».

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Ч»: Чек, Чеканка монеты, Чрезвычайные доходы и расходы, «Ч».