Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Вывоз

Вывоз (экспорт). Понятие Вывоз охватывает ту область внешнего торгового оборота, которая заключает в себе переход товаров из пределов данной страны на территорию любого иностранного государства. Всякая нация получает возможность вывозить за границу произведения своей почвы или своей промышленности в том случае, когда их производство (добыча или переработка) обходится дешевле и протекает при более благоприятных условиях, нежели в других странах. Другой побуждающей к Вывозу товаров причиной является необходимость приобретения иностранной валюты для закупки на внешнем рынке заграничных товаров, которые не могут быть по тем или иным естественным или экономическим причинам заменены туземными. Вытекающее из широкого развития экспорта произведений данного государства превышение его Вывоза над ввозом (см. это слово) ведет к активному торговому балансу, который дает сальдо по внешней торговле в пользу означенного государства; поэтому одной из важнейших мер к достижению активного торгового баланса является расширение и форсирование Вывоза. При высоко развитой промышленности представляется целесообразным допускать и поощрять широкий Вывоз промышленных изделий при одновременном ввозе в страну произведений сельского хозяйства и жизненных припасов. Однако в случае военных осложнений или установления блокады государство, строящее свой торговый баланс на Вывозе промышленных изделий и ввозе предметов продовольствия, оказывается под угрозой тяжелого продовольственного кризиса, вызываемого невозможностью ввозить в достаточном количестве жизненные припасы. Тогда приходится экстренными мерами усиливать производство сельскохозяйственных продуктов, как это делала Англия в эпоху мировой войны. Государства, в народном хозяйстве которых земледелие преобладает над фабрично-заводской промышленностью, строят свою внешнюю торговлю на Вывоз сельскохозяйственных продуктов и ввозе промышленных изделий. Смотря по характеру Вывоза, можно разделить все государства мира на земледельческие, у которых среди предметов Вывоза преобладают сельскохозяйственные продукты, и промышленные, которые строят свой Вывоз по преимуществу на промышленных изделиях. Большинство государств стремится к созданию активного торгового баланса по своей внешней торговле в целях усиления притока в свое народное хозяйство денежных средств. Поэтому правительства стремятся обычно обеспечить различными мероприятиями своему Вывозу необходимые для его реализации условия на международном рынке. В этих целях они включают в свои торговые договоры (см. это слово) особые статьи, обеспечивающие предметам своего Вывоза при ввозе их в пределы государства-контрагента условия, облегчающие конкуренцию с другими товарами, определяя положение своих произведений почвы и промышленности или по принципу наибольшего благоприятствования (см. это слово) или по принципу равноправия с однородными туземными товарами. Кроме того, правительства прибегают обычно к ряду мероприятий, поощряющих Вывоз своих товаров на внешний рынок. Среди наиболее серьезных мероприятий торговой политики, преследующих цель расширения В,, следует отметить: а) вывозные премии (см. это слово); б) установление конвенционного таможенного тарифа (см. Таможенный тариф) путем понижения или закрепления в таможенных тарифах иностранных государств известных ставок на определенные товары — предметы Вывоза данной страны; в) учреждение свободных складов, вольных гаваней, порто-франко и т. д. (см. Вольный город); г) организация в важнейших торговых центрах международной торговли постоянного штата государственных торговых агентов, в задачи которых входит изучение народного хозяйства иностранных государств и выполнение различных поручений тех правительственных органов своей страны, которые заведывают интересами торговли; д) устройство временных или периодических промышленных выставок или экспонирование предметов своего Вывоза на подобных выставках (национальных, международных или всемирных), что дает возможность иностранным коммерсантам ознакомиться с предметами Вывоза данной страны и содействует расширению рынков сбыта путем установления новых торговых связей; е) организация торговых или специальных экспортных музеев с постоянными выставками образцов Вывоза данной страны. Подобные выставки содержат обычно образцы Вывоза и дают всякого рода справки относительно цен, стоимости провоза, способа упаковки, торговых обычаев и т. д. Кроме того, мы находим в них постоянно коллекции образцов, модели, рисунки, чертежи, иллюстрированные прейскуранты и пр. Из подобных музеев, имеющих целью содействие Вывозу, отметим Брюссельский, основанный в 1882 г., Лондонский имперский институт, основ. в 1892 г., Австрийский торговый музей в Вене, существующий с 1886 г., а в пределах СССР Торговый музей при Северо-западной областной торговой палате в Ленинграде, открытый в 1922 г. и содержащий предметы Вывоза Северо-западной области, экспонируемые государственными, кооперативными и частными предприятиями. Путем организации экспортных музеев облегчается возможность ознакомления иностранных коммерсантов с предметами Вывоза данной страны, области или района. Независимо от перечисленных мер содействия вывозной торговле государственного характера торговыми кругами обычно тоже принимаются, с своей стороны, различные меры для развития и упрочения вывозной торговли данной страны. В этом отношении следует упомянуть: а) различного рода экспортные объединения (союзы) торговцев или промышленников, имеющие своей прямой и непосредственной целью самый сбыт за границу товаров своих сочленов; б) устройство постоянных выставок товарных образцов при комиссионных или экспортных агентствах, представляющих из себя коллекции образцов товаров, по которым покупатели дают заказы на доставку предметов из-за границы; в) посылку за границу так называемых странствующих приказчиков (коммивояжеров) с коллекциями товарных образцов, каталогами и т. д., задачей коих является принятие в иностранных государствах заказов на изготовление пославшею их фирмой различного рода товаров. наряду с мерами, поощряющими Вывоз, нередко применяются и разные мероприятия, имеющие целью его ограничение или же стеснение. Так, например, в прежние времена, в особенности в эпоху меркантилизма, издавались различные запрещения Вывоза, касающиеся товаров, которые признавалось желательным удержать в стране (главным образом благородные металлы, жизненные припасы и сырье). В новейшее время к запрещениям Вывоза прибегают в редких случаях, главным образом по соображениям или государственной обороны (оружие, предметы военного снаряжения и т. п.) или в случае народного бедствия (жизненные припасы). Однако после мировой войны ряд правительств по преимуществу сильно пострадавших от войны государств начал снова стеснять особыми запрещениями свободу Вывоза тех товаров, которые имелись только в ограниченном количестве и поэтому не должны были быть предметами Вывоза. При этом страны с низкой валютой препятствовали законодательными мероприятиями усиленному Вывозу из пределов страны необходимых для потребности местного населения товаров, которые для коммерсантов несомненно выгоднее вывозить в страны с более высокой валютой, в целях получения значительно более крупных торговых прибылей, хотя бы подобная торговля шла в ущерб интересам местного населения. Разоренная Европа переживала сильный голод, который заставлял в 1918 — 1919 гг. соответствующие правительства в целях охраны своих скудных съестных припасов воспрещать Вывоз предметов питания, которые приходилось скупо, со строгим учетом выдавать полуголодному населению. Пострадавшая от потрясений военного времени промышленность настойчиво требовала сурового воспрещения Вывоза промышленного сырья, необходимого для интенсивной работы фабрик и заводов, которые болезненно переживали в этот момент сложный процесс демилитаризации. Поэтому нельзя было допускать Вывоз промышленного сырья, особенно в тех странах, в которых война прошла губительным вихрем по горнозаводским районам (Франция, Бельгия, Румыния, Польша). Наконец, обнищавшее за годы войны население настойчиво требовало от своих правительств воспрещения Вывоза недостающих им фабрикатов. Отсюда ясно, почему нельзя было рассчитывать на беспредельную свободу в отношении Вывоза. Бороться с Вывозом тех или иных товаров путем установления высоких вывозных пошлин (см. это слово) многие правительства не могли вследствие обесценения собственной валюты, в которой взимались эти пошлины. В качестве образца одного из первых торговых договоров послевоенной эпохи, содержащего ограничение Вывоза, достаточно привести весьма характерный договор 1920 г. между побежденной Германией и новорожденной Чехо-Словакией, сразу после своего рождения оказавшейся в стане держав-победительниц. Согласно этому договору Чехо-Словакия разрешает Вывоз в Германию определенного в 200 тыс. тонн контингента бурого угля и особых контингентов леса; Германия со своей стороны разрешает Вывоз в Чехо-Словакию определенного контингента кокса и химических изделий. Аналогичные постановления об ограничении Вывоза мы встречаем в различных торговых договорах Австрии, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии, Польши и Литвы. С восстановлением народного хозяйства отпадают установленные в период тяжелых кризисов ограничения Вывоза. В СССР запрещены к Вывозу аннулированные ценные бумаги, вредные для советского правительства в политическом отношении: документы, печатные произведения, клише, фотографии, киноленты, рукописи и т. п. и предметы старины и искусства.

Большое значение в деле регулирования Вывоза имеют вывозные пошлины (см. это слово).

В отношении Вывоза необходимо упомянуть еще об особой категории товаров, так наз. обратно вывозимых, под которыми имеются в виду товары, ввозимые в данную страну из-за границы и предназначенные не к размещению на внутреннем рынке, а к обратному Вывозу полностью или частью за границу через известный срок (например, товары, отправляемые на ярмарки, выставочные экспонаты, комиссионные товары, упаковочный материал, перевязочные средства, товары, привозимые для частичной переработки, и т. п.). Подобного рода товары обычно относятся таможенно-тарифным законодательством большинства государств к числу беспошлинных в порядке условно-беспошлинного ввоза — Вывоз при условии обеспечения залогом уплаты причитающейся с данного товара пошлины на случай, если бы он не был вывезен за границу. На право подобного условно-беспошлинного Вывоза таможенными учреждениями обычно выдаются особые свидетельства, в которых делаются отметки о роде товара, его количестве, результате осмотра, об отличительных признаках товара, сроке действия свидетельства и т. д. Кроме обычного, нормального Вывоза товаров за границу, существует еще так наз. форсированный (бросовый) Вывоз (см. Дэмпинг), который является главным образом последствием стремления различных объединений промышленных предприятий (трестов, синдикатов, картелей и т. п.) регулировать цены на внутреннем рынке посредством сбыта за границу излишков товара по удешевленным ценам, иногда не покрывающим даже издержек производства. Для борьбы с этим явлением, весьма вредно отражающемся на промышленности государств, в которые направляется форсированный Вывоз товаров, обычно вводится особая система штрафных пошлин (например, так наз. dumping duty по Канадскому тарифному закону 1907 г.), дополнительные пошлины на явно или тайно премируемые вывозные товары по французскому тарифному закону 1910 г. и тарифному закону С.-А. С. Штатов 1922 г.

При Вывозе товаров за границу в некоторых случаях выдаются местными властями так наз. свидетельства о происхождении товара, удостоверяющие, что вывозимые за границу из данной страны товары являются продуктом ее почвы или промышленности. Сопровождение такого рода свидетельствами вывозимых за границу товаров необходимо в тех случаях, когда в стране их ввоза однородные товары обложены дифференциальными таможенными пошлинами, в зависимости от страны происхождения или Вывоза товара. Размер всего мирового Вывоза до 1914 г. оценивался приблизительно в 35 миллиардов золотых рублей; на первом месте стояла Великобритания, вывозившая на 4,75 миллиарда зол. рублей, затем Германия — 4,5 млрд. зол. рублей, далее Франция — 2,5 млрд. зол. рублей, потом Соед. Штаты — 2,35 млрд. зол. рублей, на пятом месте Россия — 1,5 млрд. зол. рублей. Следующая таблица иллюстрирует размер Вывоза отдельных государств в последние годы сравнительно с довоенными в (миллионах зол. рублей):

Вывоз отдельных государств (в млн зол. руб.).
Страны1913 г.1921 г.1922 г.1923 г.1924 г.1925 г.
Австралия
Австрия
Бельгия-Люксембург
Болгария
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Германия
Голландия
Греция
Дания
Египет
Индия
Испания
Италия
Канада
Литва
Новая Зеландия
Норвегия.
Палестина
Польша
Румыния
Соед. Штаты
Финляндия
Франция
Чехо-Словакия
Швеция
Швейцария
Южн.-африк. союз
Япония
473
-
1.376
69
618
5.996
-
4.673
2.407
45
332
303
2.283
448
930
837
-
113
204
-
-
251
4.828
152
2.548
-
425
510
629
613
901
356
1.029
44
435
6.106
113
1.384
899
107
471
272
1.109
412
682
1.392
-
326
185
11
-
194
8.514
151
2.864
669
480
723
434
1.164
1.071
412
893
56
585
7.100
131
2.861
914
108
471
419
1.585
436
857
1.698
15
359
228
9
245
165
7.448
188
3.242
847
593
652
519
1.504
983
379
879
-
-
7.916
194
2.810
987
73
532
519
2.069
-
920
1.834
29
408
263
10
448
-
8.093
244
3.556
720
581
613
618
1.359
1.186
539
1.248
69
816
6.829
227
3.025
1.232
114
635
563
2.374
729
1.213
2.051
51
438
282
11
473
270
8.741
242
4.221
928
650
703
669
1.410
1.432
517
1.336
80
960
7.251
276
4.070
1.410
123
720
554
2.806
442
1.414
2.468
47
508
354
12
482
272
9.365
273
4.173
1.030
703
767
749
1.773

Следующая таблица характеризует постепенный рост вывозной торговли в России как в довоенные годы, так и в настоящее время, в условиях монополии внешней торговли:

Вывозная торговля России и СССР.
ГодыВ млн руб.
1801-180575,1
1806-180843,2
1812-181562
1816-182091,7
1821-182581,4
1826-183085,7
1831-183594,3
1836-1840118,4
1841-1845132,3
1846-1850151,8
1851-1855133,2
1856-1860225,6
1861-1865225,9
1866-1870317,3
1871-1875470,5
1876-1880527,3
1881-1885549,9
1886-1890630,9
1891-1895621,8
1896-1900698,1
1901761,6
1902860,3
19031.001,2
19041.006,4
19051.077,3
1901-1905941,4
19061.094,9
19071.053,0
1908998,3
19091.427,7
19101.449,1
1906-19101.204,6
19111.591,4
19121.518,8
19131.520,1
1911-19131.543,4
1914956,1
1915401,8
1916502,0
1917488,1
19187,5
1919-
19201,4
192120,2
192281,6
1923205,8
1923-1924332,9
1924-1925320,1
1925-1926417.5

Важнейшие статьи Вывоза СССР за границу: зерновые хлеба, масло коровье, яйца, кожи, конский волос, щетина, шерсть, кишки, табак в листах, лесные материалы, лен и льняные изделия, металлический лом, нефтепродукты, пушнина и пр.

Правовые условия Вывоза определяются декретом о внешней торговле от 12 апреля 1923 г. Общее руководство Вывозом принадлежит Общесоюзному Народному комиссариату внешней торговли СССР (ныне Наркомторг), который реализует предметы Вывоза на международном рынке через свои торгпредства. Прочие госорганы могут получить лицензии на Вывоз только предметов своего производства, но отдельные из них имеют право постоянного выхода на внешний рынок для экспорта своей продукции: лесоэкспортные организации имеют свое бюро для реализации


Вывоз из главнейших стран с 1913 по 1923 г. (в млн зол. руб.).


Вывоз из России и СССР с 1801 по 1923/24 г. (в млн зол. руб.

Вывоз лесных материалов в Лондоне и агентства в Берлине и Риге. Аналогичные права самостоятельного Вывоза на внешнем рынке имеют: по нефти — Нефтесиндикат с бюро в Берлине и агентствами в Лондоне и Константинополе; по льну — Льноторг, Центросоюз, Льноцентр, имеющие бюро в Лондоне и агентства в Берлине и Риге; по текстильным изделиям — Текстильный синдикат; по сельскохоз. продуктам — Хлебопродукт; специально по хлебопродуктам — Экспортхлеб; затем Кожсиндикат, Резинотрест, Гос. универсальный магазин, Центросоюз и Сельскосоюз. За торгпредствами остается общий контроль над операциями представителей перечисленных организаций по реализации экспортных товаров. Не включенные в список учреждений, имеющих право выхода на заграничный рынок, госорганы считаются автоматически лишенными права производства экспортных операций. Особое положение, утвержденное НКВТ СССР по соглашению с ВСНХ СССР от 23 апреля 1923 г. для устранения взаимной конкуренции органов НКВТ за границей и вышеперечисленных госорганов, установило определенные центры для основных категорий предметов Вывоза, реализуемых на внешнем рынке. Пока установлены следующие центры по реализации Вывоза из пределов СССР: по лесным материалам — Лондон, по нефтепродуктам — Берлин, по пушнине — Лондон и Берлин, по хлебам и жмыхам — Берлин и Лондон, по предметам животноводства — Лондон, по продукции горной промышленности — Берлин.

Каждая экспортирующая организация имеет право реализовать свой товар и вне указанных центров, но обязана при этом предварительно запросить торгпредство, которое находится в стране, являющейся основным центром для данного экспортного товара, о состоянии рынка по этому товару. Широкое развитие народного хозяйства открывает большие перспективы в деле развития нашего Вывоза и постепенного завоевания им утраченных в период мировой войны и блокады рынков сбыта.

Для дальнейшего развития нашего экспорта и надлежащей его организации постановление ЦК РКП (б) о внешней торговле от 5 октября 1925 г. предусматривает организацию наряду с экспортхлебом особых обществ по экспорту леса, льна, масла, угля, яиц и пушнины. Кроме того, ЦК РКП (б) высказался за максимальное облегчение и упрощение лицензионной системы в отношении тех товаров (фрукты, овощи, грибы, картофель, пух, перо и т. д.), в отношении которых следует добиваться максимального развития экспорта, при чем потребление их на внутреннем рынке не предъявляет особых требований и не подвергается опасности нежелательного сокращения. При этом были значительно расширены экспортные права Сельскосоюза и Всекопромсоюза, которым предоставлено право самостоятельного выхода для реализации своей продукции на внешний рынок. Ряд экспортных товариществ уже приступил к работе.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«В»: Валюта, Валюта иностранная, Варрант, Ввоз, Вексель, Вексельный курс, Винная монополия, Вклады, Внешняя торговля, Военный налог, Возврат пошлин, Волостные (районные) финансы СССР, Вольный город, Всероссийский кооперативный банк, Вывоз, Вывозные пошлины, Вывозные премии, «В».