Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Государственная торговля

Государственная торговля. Институт Государственной торговли в том понимании последней, которое имеет место? в Советском союзе, — специфическое явление советской экономики. Основной предпосылкой существования Государственной торговли служит прежде всего наличие национализированной, огосударствленной промышленности, являющейся одним из основных факторов хозяйственной жизни Союза. Но значение Государственной торговли в системе хозяйствования СССР значительно шире, чем оно было бы при существовании лишь одной предпосылки в виде государственной промышленности. Своеобразие послевоенной экономики СССР, между прочим, заключается и в том, что промышленность, возникновение и первоначальная эволюция которой в капиталистических рамках опирается на уже существующий и окрепший торговый капитал, постепенно подчиняемый в дальнейшем капиталу промышленному, вступив в период нэпа, не нашла того звена, который мог бы связать ее, с одной стороны, с потребителем ее продукции, а с другой, отдельные ее отрасли между собой и все вместе с производителями сырья и продовольствия.

Торговый капитал, как таковой, в начале нэпа в хозяйстве СССР почти отсутствовал, если не считать тех, в общем незначительных средств, которые влились в товарооборот из мешочной торговли и из припрятанных за годы военного коммунизма запасов некоторых слоев населения. Существовали, правда, еще товарные фонды в руках снабженческих организаций, не связанных с промышленностью (продовольственные органы, органы снабжения различных ведомств и т. п.). Однако эти фонды не могли иметь сколько-нибудь крупного значения хотя бы по причине истощения прежних запасов и крайней ограниченности текущего производства в течение ряда лет, предшествовавших нэпу. Перед народным хозяйством вставала настоятельная задача создать капитал обращения. Объективно эта задача могла и должна была быть выполнена только крупной государственной промышленностью; кооперация в отношении капиталов представляла почти пустое место (на 1 января 1921 г. Центросоюз и вся срединная кооперация обладали капиталами в сумме всего лишь около 30 млн руб.), частный торговый капитал был весьма незначителен и вдобавок распылен, процесс же его дальнейшей концентрации и аккумуляции за счет сельского хозяйства, мелкой и кустарной промышленности, даже в условиях весьма интенсивного накопления, неизбежно должен был бы потребовать длительного периода, в течение которого брешь между различными производственными группами страны оставалась бы в значительной степени незаполненной. Таким образом объективные условия экономической действительности неизбежно должны были толкать государственную промышленность к особо интенсивному участию в образовании капитала обращения страны; без этого продукция этой промышленности не нашла бы дороги к потребителю, что и имело фактически место в начале 1922 т., когда промышленность испытала свой первый кризис сбыта, обусловленный в значительнейшей степени отсутствием у нее связей с широким потребительским рынком. С другой стороны, экономическая политика Советского государства, даже в абстрактном случае достаточного наличия частного торгового капитала в стране, не могла пройти мимо мощного средства воздействия на рынок путем оперативного его регулирования. В условиях абсолютной и относительной слабости кооперативной системы для этого оставался лишь один способ — создание государственного торгового аппарата: 1) претендующего на полную гегемонию в области крупной оптовой торговли; 2) проводящего при помощи широко разветвленной сети провинциальных отделений и базисных складов продукцию госпромышленности на мелкий оптовый рынок страны и тем самым воздействующего на него в желательном для государства направлении и 3) не останавливающегося в отдельных случаях перед проникновением в область розничной торговли. По мере организационного и финансового роста кооперации и постепенного замещения ею Государственной торговли, как регулятора мелкого опта и розницы и аппарата распределения промышленных товаров на этих ступенях торговой лестницы, — Государственная торговля должна будет замыкать свою деятельность все более и более в рамки крупно-оптовых операций, постепенно ускоряя кругооборот промышленного капитала за счет сокращения времени его обращения в товарной форме. Точно такого же рода процесс должен будет протекать и в направлении снабженческой работы госпромышленности, принужденной пока что выделять значительные капиталы на организацию самостоятельных сырьевых заготовок: по мере укрепления и роста сельскохозяйственной кооперации должна будет все более и более уменьшаться необходимость в долговременной увязке части промышленного капитала в стадии заготовительно-сырьевой работы.

Таким образом Государственная торговля в условиях советской экономики связана в основном с функциями распыления промышленной продукции и снабжения промышленности сырьем и средствами производства. наряду с этим, в силу слабого насыщения народного хозяйства торговым капиталом, государство вынуждено, в интересах развития производительных сил страны, выделить из своих средств особые капиталы для обслуживания потребностей сельского хозяйства в направлении сбыта товарной части его продукции как на внутренние, так и на иностранные рынки. И в данном случае наличие государственного торгового капитала: 1) служит наиболее действенным средством для регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственных продуктов, 2) является одной из форм осуществления монополии внешней торговли.

В посредническом обороте товарных ценностей в СССР участие госпредприятий определяется Госпланом в 3.025 млн руб. на 1923/24 г.; 7.855 млн руб. за 1924/25 г. и 6.954 млн руб. за 1925/26 г., что составляет в процентах ко всему посредническому обороту Союза 31 % в 1923/24 г., 35,5 % в 1924/25 г. и 35 %, в 1925/26 г. Относительное значение Государственной торговли в опте значительно выше чем в рознице: в 1925/26 г. 74,5 % всего оборота Государственной торговли приходится на специально оптовую торговлю, где госпредприятия дают 48,6 % всего оптового посреднического оборота страны (5.100 млн руб. из 10.463 млн руб.); в рознице же этот процент падает до 17,5 % (1.754 млн руб. из 10.003 млн руб.).

На протяжении последних лет мы сталкиваемся с процессом постепенного падения удельного веса госторговли в оптовом посредническом обороте, что тесно связано со все большим и большим расширением в товарообороте кооперативного сектора. Составляя 52,1 % всего оптового посреднического оборота в 1923/24 г., госторговля дала в 1924/25 г. 51,5 % оптового товарооборота и 48,6 % в 1925/26 г. Параллельный рост удельного веса кооперативной торговли протекал следующим темпом: 26,1 % в 1923/24 г., 39 % в 1924/25 г., 41,2 % в 1925/26 г. Частная торговля испытала на протяжении тех же лет резкое сокращение: 21,8 % в 1923/24 г.; 9,5 % в 1924/25 г. и 9,4 % в 1925/26 г.

В розничном товарообороте заметны были несколько отличные тенденции. наряду с быстрым ростом кооперативной розницы в 1924/25 г. сильно возросла и государственная розничная торговля, что было связано с начавшимся после денежной реформы (в середине 1923/24 г.) интенсивным вытеснением частной торговли. В 1925/26 г. госрозница несколько понижает свое значение в розничном товарообороте в связи с дальнейшим весьма быстрым ростом кооперативной розничной сети и передачей кооперации части розничной торговли трестов и синдикатов. Изменения удельного веса происходили так: госторговля, составившая в 1923/24 г. 11,3 % розничного оборота, дала 19,6 % в 1924/25 г. и 17,5 %в 1925/26 г.; аналогичные цифры для кооперации: 30,1 %, 36,1 %, 43,7 %; для частной торговли: 58,6 %, 44,3 % и 38,8 %.

В торговой сети страны государственные торговые предприятия имеют тем большее значение, чем крупнее масштаб торговли. Составляя весьма небольшой процент среди розничных предприятий III разряда, госторговля играет весьма заметную роль в оптовой торговле IV разряда и еще большую среди крупно-оптовых предприятий V разряда. (См. табл. на стр. 329.)

Как видно, несмотря на непрерывное и заметное усиление кооперативной торговли, в высших разрядах государственные торговые предприятия продолжают сохранять свое крупное значение, и пока что Государственная торговля одновременно с кооперацией является в руках государства орудием укрепления общественного начала в Экономике советской торговли за счет частного предпринимательства.
Торговые предприятияII полуг.
1923/24 г.
I полуг.
1924/25 г.
II полуг.
1924/25 г.
III разряда:
государственные
кооперативные
частные

5,0
15,7
79,3

6,6
24,0
69,4

5,9
28,3
66,8
Всего
IV разряда:
государственные
кооперативные
частные
100

24,5
26,6
59,9
100

28,8
36,3
45,9
100

27,8
48,8
34,4
Всего
V разряда:
государственные
кооперативные
частные
100

50,5
24,7
25,8
100

52,7
30,8
17,5
100

50,1
31,5
18,4
Всего100100100

Органами Государственной торговли являются торговые аппараты трестов и отдельных нетрестированных государственных фабрик и заводов, синдикаты, губторги, выполняющие торговые и снабженческие функции местной государственной промышленности; снабжение госпромышленности проводится через ряд специально созданных ею сырьевых организаций (Главхлопком, общество «Шерсть», «Табаксырье» и т. д.); наряду с этим существует ряд государственных торговых организаций, работающих до заготовкам сельскохозяйственных продуктов для снабжения городского населения, а также и для вывоза их за границу (акц. общество «Хлебопродукт», «Мясохладобойня» и т. п.), наконец, госторги, т. е. торговые органы Наркомвнешторга, работающие специально по экспорту и импорту.

Одним из крупнейших факторов Государственной торговли являются синдикаты. Возникновение советских синдикатов относится еще к началу 1922 г., когда в результате испытанного госпромышленностью жестокого кризиса сбыта явилась необходимость создать более рациональные организационные формы сбытовой работы трестов. Синдицирование промышленности должно было в первую очередь прекратить конкурентную борьбу, которая разыгралась в то время на рынке между отдельными трестами и привела в конце концов к кризису сбыта. Первым из советских синдикатов возник Текстильный синдикат — 1 марта 1922 г. В течение 1922 г. образовались кроме того синдикаты: спичечный, соляной, кожевенный, табачный, махорочный; в дальнейшем процесс синдицирования распространился на все основные промышленные отрасли, захватывая в каждой из них все более и более широкий круг предприятий.

В 1923/24 г. синдицирование охватило уже 96,5 % хлопчатобумажной промышленности (по выработке), 96.4 % — шерстяной, 98.7 % — нефтяной, 89.5 % — соляной, 80 % — обувной, 70 % — кожевенной, 82,3 % — спичечной, 79 % — силикатной и т. д.

Оборот синдикатов с 333 млн руб. в 1922/23 г. возрос до 661 млн р. в 1923/24 г., т. е. на 98 %, в то время как оборот промышленных предприятий возрос за то же время лишь на 35 %. Тот же процесс и тем же темпом продолжается и в 1924/25 г., свидетельствуя о все большем и большем втягивании в орбиту синдикатской работы реализации продукции синдицированных трестов. В 1924/25 г. из всего отпуска промышленных изделий 29 производственными объединениями и 12 синдикатами на последних падало 1.150 млн руб. из 4.003 млн руб., или 28,6 %; за первое полугодие 1925/26 г. из отпуска в 2.751 млн руб. на синдикаты приходилось 906 млн руб., или 33 %. Паевой капитал 12 синдикатов (включая Главхлопком) составлял на 1 октября 1924 г. 272.003 тыс. руб.

Следует еще остановиться на несколько своеобразной форме государственного торгового предприятия в Советской России — на «губторгах». В связи с переходом в 1921 году промышленности на начала хозяйственного расчета начали организовываться особые торговые предприятия, «губторги», действовавшие в виде торговых отделов губернских совнархозов. Задача «губторгов» сперва определялась как снабжение местной промышленности необходимым ей сырьем, топливом и материалами и реализация продуктов этой промышленности, при чем первоначально мыслилась даже концентрация в губторгах всей снабженческой и торговой работы местной промышленности. Жизнь, однако, разбила этот схематизм, и в дальнейшем задачи губторгов хотя и формулировались по-прежнему как снабжение местной промышленности и реализация ее продукции, однако не в жесткой форме первоначальных схем, а в порядке добровольных соглашений губторга с промышленными организациями. С течением времени часть губторгов из отделов местных совнархозов была реорганизована в паевые товарищества, «пайторги», образовавшиеся на паевых началах при участии тех же органов местной промышленности. Задачи «пайторгов» в общем и целом совпадают с задачами губторгов. Операции губ-и пайторгов, все более и более развиваясь, начинают постепенно занимать в системе Государственной торговли довольно заметное место. Собственный капитал 67 губ-и пайторгов на 1 апреля 1925 г. составлял 51 млн руб.

Значительно больший, чем во внутренней торговле, удельный вес государственных предприятий во внешнем товарообороте. Действующая система внешней торговли СССР, согласно которой право самостоятельного выхода на иностранные рынки, помимо торгпредств имеет лишь весьма ограниченное количество государственных и кооперативных органов, система экспортно-импортных планов и контингентов, лицензионная политика, — псе это вместе взятое определяет крупнейшее значение Государственной торговли во внешнем товарообороте Союза. Представленная оперативными органами Наркомторга — госторгами, специальными акционерными обществами и сырьевыми организациями, и упомянутыми выше госорганами, получившими право самостоятельного выхода за границу, Государственная торговля составила во внешнем товарообороте Союза за 1924/25 г. 86 % (989,7 млн руб. из 1.141,1 млн руб.), а за первое полугодие 1925/26 г. 85 % (582,4 млн руб. из 685.1 млн р.).

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Г»: Гербовый сбор, Городское хозяйство, Госстрах, Государственная торговля, Государственное банкротство, Государственное имущество, Государственное счетоводство, Государственные доходы, Государственные земли, Государственные казначейские билеты, Государственные предприятия, Государственный банк СССР, Государственный инвентарь, Государственный контроль, Государственный кредит СССР, «Г».