Добавить в закладки   •   Для замечаний
Словарь книжных терминов

Справочник
издателя

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

Определение авторского знака


Правила русской орфографии




Справочник
литератора


 

Шрифт

Шрифт (нем. Schrift, от schreiben - писать), графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают следующие его основные виды: рукописный, написанный пером или другими инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и др.; см. Палеография); рисованный, нанесенный кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплетов, обложек, титульных листов и других элементов изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твердом материале, используется для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях (эпиграфика) или на гравюрах; наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати главном образом на бумаге (такие шрифты, за исключением шрифтов наборно-пишущих машин и фотонаборных машин, называются типографскими). В узком смысле типографским шрифтом называют комплект типографских литер, предназначенных для набора. Типографские, рисованные и гравированные шрифты, а также шрифты наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, называются печатными шрифтами.

В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для текстового набора; титульные - для набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).

По контрастности (отношение толщин основных и соединительных штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном 7 групп типографских шрифтов (рис. 1). В особую группу входят шрифты, которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в т. ч. рукописные, имитационные (например, шрифты пишущих машин) и др.


Рис. 1. Графические признаки основных групп (гарнитур) шрифта: 1 - литературная (бывшая латинская), банниковская, типа гарамон; 2 - типа баскервилль; 3 - обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони; 4 - академическая, школьная, бажановская; 5 - типа Телингатера; 6 - брусковая газетная, типа Мемфис; 7 - журнальная рубленая, типа универс.

В зависимости от начертания, определяемого в основном наклоном очка, его шириной и насыщенностью (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета), типографские шрифты бывают прямые, курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные, жирные. Шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей; шрифты, разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование, например, елизаветинская, банниковская, школьная и т. д. Ассортимент гарнитур шрифтов, применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.

Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов, например, рукописного полуустава (рис. 2, а, 1)- русского шрифта, готического шрифта (готического письма) (рис. 2, а, 2) - лат. шрифтов. Первоисточником современного русского типографского шрифта является гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1708 (рис. 2, а, 3); первоисточником современного латинского шрифта - шрифт антиква (рис. 2, а, 4), возникший в эпоху Возрождения в конце 15 века. Некоторые гарнитуры шрифтов, появившиеся еще в начале 20 века, применяются в типографиях СССР до сих пор: литературная (ранее называвшаяся латинской), елизаветинская, академическая (рис. 2, б, 5-7).

К числу гарнитур, разработанных в СССР с конца 40-х годов., относятся: обыкновенная новая (рис. 2, б, 8), банниковская, Лазурского (рис. 2, б, 9, 12) - для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский шрифт петровского периода и шрифты эпохи Возрождения); школьная (рис. 2, б, 10) - для школьных учебников и изданий для детей; новая газетная - для газет; журнальная рубленая - для журналов (рис. 2, б, 11); Рерберга, акцидентная Телингатера, бажановская, Кузаняна (рис. 2, б, 13-16) - для титульных элементов (в основе - рисованные шрифты советских художников) и многие другие. Часто одним и тем же шрифтом (обычно классического образца) могут быть набраны издания политической, научной, художественной, детской и учебной литературы.

Mногие. рисунки современных латинских шрифтов, широко применяемых в зарубежных странах, созданы на основе классических образцов, напр. гарамон (Франция, 30-е гг. 16 в., рис. 2, в, 19), кезлон (Великобритания, начало 18 в.), баскервилль (Великобритания, сер. 18 в., рис. 2, в, 17), бодони (Италия, начало 19 в., рис. 2, в, 18) и др.; к оригинальным образцам современных латинских шрифтов относятся шрифты типа египетских (с очень малой контрастностью, с засечками прямоугольной брускообразной формы) - Мемфис (рис. 2, в, 21), бэтон, типа гротесковых (без засечек) - футура, гилл-санс, универс (рис. 2, в, 20) и др.

Рис. 2. Некоторые образцы шрифтов и гарнитур: а - исторических; б - современных русских; в - современных латинских; 1 - рукописный полуустав; 2 - готический; 3 - гражданский; 4 - антиква; 5 - литературная; 6 - елизаветинская; 7 - академическая; 8 - обыкновенная новая; 9 - банниковская; 10 - школьнал; 11 - журнальная рубленая; 12 - Лазурского; 13 - Рерберга; 14 - акцидентная Телингатера; 15 - бажановская; 16 - Кузаняна; 17 - баскервилль; 18 - бодони; 19 - гарамон; 20 - универс; 21 - Мемфис.

a1

a2

a3

a4

б5

б6

б7

б8

б9

б10

б11

б12

б13

б14

б15

б16

в17

в18

в19

в20

в21


«Ш»:Шифры хранения издания, Шмуцтитул, Шпация, Шпон, Шрифт, Шрифт наборный, Шрифтовые выделения текста, Штрих-код, Штриховой код, «Ш».