Добавить в закладки   •   Для замечаний

Ретро
Финансовая
энциклопедия

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ

 

Натуральные налоги

Натуральные налоги — налоги, взимаемые государством не в форме денег, а в виде отчисления части тех материальных благ, производителями и обладателями которых являются граждане. Натуральные налоги наравне с личными повинностями представляют собою наиболее раннюю форму государственного обложения. Древнейшим видом Натуральных налогов были доставляемые государю приношения, которым часто придавали вид добровольных подарков, хотя по существу они принимали постоянную и принудительную форму. Источники Натуральных налогов, а равно субъекты и объекты их менялись в различных государствах в разные эпохи: Натуральными налогами облагались обычно всевозможные виды занятий и промыслов (земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля и т. д.), при чем единица обложения чрезвычайно разнообразилась. Они взимались: с семьи (Натуральные налоги «со двора», «с дома»), с отдельного лица и т. д. При натуральных формах хозяйства и слабом развитии денежного обмена продукты, собранные путем Натуральных налогов, шли чаще всего непосредственно в употребление агентам власти и войску. В то время Натуральные налоги были выгодны как для налогоплательщиков, так и для государственной власти. Первым было гораздо удобнее платить причитающиеся с них сборы путем отдачи части продуктов своего труда, не прибегая к обмену их на деньги, а для государственной власти не представлялось особенных трудностей в использовании доставленных благ: несложные потребности государственных чиновников и войска вполне удовлетворялись сбираемыми с местных жителей «нормами».

С развитием денежного обмена Натуральные налоги стали постепенно заменяться денежными.

Процесс замены был очень длителен, так что довольно развитое натуральное обложение продолжало существовать в европейских государствах даже в первой половине XIX в. Но к началу XX столетия они прекратили свое существование в капиталистически развитых странах. Что касается царской России, то в ее налоговой системе и в нынешнем столетии сохранились остатки натурального обложения (так наз. «ясак» с кочевых и бродячих инородцев).

После Октябрьской революции Натуральные налоги наравне с натурповинностями получили у нас широкое распространение в связи с теми коренными изменениями, которые произошли под влиянием войны и революции в структуре нашего народного хозяйства. Еще в конце 1916 г. (29 ноября 1916 г.) царское правительство вынуждено было издать «Положение о разверстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороною», согласно которому подлежащее заготовке главным образом для нужд армии количество хлеба должно было разверстываться между сельскими хозяевами. Это не был Натуральный налог в полном значении слова, так как за взимаемые продукты выдавалось вознаграждение. Однако низкие по сравнению с рыночными цены на сдаваемые продукты, наряду с обязательностью поставок последних, превращали указанную разверстку в замаскированный Натуральный налог. Эта продовольственная разверстка не оправдала возлагавшихся на нее надежд, так как вместо 772 млн пуд. зерновых хлебов было собрано лишь около 175 млн пуд. и в следующем 1917 г. она была заменена хлебной монополией. Однако фактическое и притом полное проведение в жизнь хлебной монополии задержалось: 1917 — 1918 гг. были годами колебаний в смысле выбора способов для получения государством от земледельческого населения необходимых ему продовольственных продуктов.

В конце 1918 г. советским правительством был издан декрет, а затем в дополнение к нему подробные правила «об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов в пользу государства». Налог имел ярко выраженный характер. В декрете приводились следующие мотивы введения Натуральных налогов: «Объявленное в основном законе о социализации земли уравнительное распределение ее по потребительной трудовой норме еще не на всей территории Советской Республики проведено в жизнь... Более состоятельные и богатые крестьяне... по-старому владеют большими по размерам и лучшими по плодородию участками почвы, с которых они получают не только достаточные для безбедного существования средства, но и большие излишки... Кроме того, государство после четырехлетней тягчайшей войны ощущает крайнюю нужду в продуктах сельского хозяйства, которая заставляет обложить натуральной повинностью наиболее обеспеченную часть трудового крестьянства. Поэтому, стремясь к полному освобождению бедноты от несения податного бремени, путем переложения всей налоговой тяготы на имущественно обеспеченные классы, с тем чтобы в деревне средние крестьяне облагались лишь умеренным налогом, а на кулаков-богатеев была возложена главная часть государственных сборов, ВЦИК постановил обложить сельских хозяев, обладающих излишком продуктов потребления, Натуральным налогом. Этот Натуральный налог должен был определяться по размерам площади посева и по количеству голов скота. На местные советские органы возлагалась обязанность привлекать в целях уравнительности налога к обложению ими тех граждан, которые по размерам землепользования или скотовладения не подлежали обложению, но принадлежали к наиболее состоятельному слою населения. Натуральный налог должен был вноситься по выбору самого плательщика как рожью, так и другими зерновыми или иными продуктами сельского хозяйства и животноводства, по особому расчету замены. Скоропортящиеся продукты (свекла, картофель, фрукты и т. п.) в уплату налога не принимались.

С 1919 г. советское правительство решительно встало на путь проведения государственной хлебной монополии, и в начале 1919 г. был издан декрет о продразверстке, являющейся особой технической формой осуществления ее. К концу 1919 г. продразверстка была распространена, кроме хлеба, на фураж и картофель, а в 1920 г. — и на прочие продовольственные продукты. Сущность продразверстки, как способа гос. заготовок продовольствия, заключается в том, что сельскими хозяевами должны были сдаваться в общегосударственный фонд все излишки продовольственных продуктов. В обмен за сдаваемые продукты крестьяне должны были получать городские товары, но не индивидуально, а на целые общества и внутри общества распределять их по потребностям каждого члена общества, а не пропорционально сданному отдельными лицами продовольствию. Эта мера имела задачей объединить бедняцкое крестьянство в борьбе с кулаками. Таким образом продразверстка представляла собою Натуральный налог особого типа. Поэтому фактически декрет 1918 г. о натуральном налоге в жизнь проведен не был. В этот же период — с конца 1919 г. — появились кроме продразверстки и другие виды натурального обложения в форме натуральных повинностей: 1) натуральная дровяная повинность, 2) трудовая повинность по погрузке и выгрузке всех видов топлива и 3) гужевая повинность, имевшая при своем фактическом осуществлении много общих черт с Натуральными налогами (в особенности дровяная повинность). По декретам работа по выполнению указанных повинностей должна была оплачиваться государством, но далеко не всегда из-за недостатка денежных средств эта оплата производилась. Поэтому, например, дровяная повинность сводилась к безвозмездному обязательному предоставлению гражданами государству известного количества материальных благ, т. е. была Натуральным налогом. Вообще по своей природе Натуральные налоги имеют много общего с натуральными повинностями; поэтому, например, в цитированном выше декрете 1918 г. натуральное обложение сельскохозяйственного населения одновременно называется и Натуральным налогом и натуральной повинностью. Точно так же натуральная гужевая повинность, проводимая с 1921 г. на новых, по сравнению с эпохой военного коммунизма, началах (бесплатность, точное определение норм труда), стала носить название трудгужналога, хотя по-прежнему оставалась личной повинностью. С 1921 г. прекратила существование продразверстка, замененная продналогом, а также и система натур. повинностей. Замена продразверстки натурналогом была произведена, как указывалось в постановлении ВЦИК от 15 марта 1921 г., «с целью обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на землевладельцев государственных обязательств». Натурналог был установлен на хлебные продукты (хлеб, зерно, фураж, масличные семена, картофель), сено, молочные продукты, мясо, яйца, птицу, мед, шерсть, льняное волокно, пеньку, кожевенное сырье, пушнину, мелкое животное сырье, табак и продукты огородничества и бахчеводства, и сумма его была исчислена с таким расчетом, чтобы покрыть минимальные необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Налог взимался в виде процентного или долевого исчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота. Налог имел прогрессивный характер, при чем процентные исчисления для хозяйств середняков и маломощных хозяйств, для хозяйств городских рабочих и т. п. были понижены. Размер налога определялся для каждого хозяйства в отдельности, и таковой взимался без круговой поруки. По выполнении налога оставшиеся у земледельца излишки поступали в его полное распоряжение.

Декретом ВЦИК, распубликованным в «Известиях ВЦИК» от 18 марта 1922 г. за № 63, в замену этого налога, слагавшегося в сущности из вышеперечисленных Натуральных налогов, на 1922 и 1923 сельскому хозяйству был установлен единый Натуральный налог, исчислявшийся — и выражавшийся в единой — весовой мере — пуде ржи или пуде пшеницы и вносившийся плательщиками преимущественно зерновыми (продовольственными, фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном и мясом. Размер налога для каждого хозяйства в отдельности исчислялся: 1) по количеству в хозяйстве пашен и сенокосов в переводе на пашню; 2) по количеству в хозяйстве продуктивного скота и 3) по средней для районной урожайности хлебов на десятину. Для определения размеров обложения хозяйства устанавливались: а) десять групп хозяйств по количеству пахотной и сенокосной земли на едока в хозяйстве, б) четыре группы хозяйств по количеству голов скота в хозяйстве в переводе его на крупный скот и в) одиннадцать разрядов урожайности, считая первый разряд урожайности до 25 пуд. с десятины и одиннадцатый разряд — 100 и более пуд. с десятины. Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. единый Натуральный налог в числе других налогов отменен и заменен единым сельскохозяйственным налогом. Новый единый сельскохозяйственный налог заменял целый ряд налогов, падавших на сельскохозяйственное население, кроме единого натурналога, а именно: трудгужналог, подворно-денежный налог, общегражданский налог, налог на восстановление сельского хозяйства и местные налоги, налагаемые губисполкомами на сельское хозяйство. Кроме этого налога с сельского хозяйства не могли быть взимаемы никакие другие налоги или сборы. Единый сельхозналог исчислялся и выражался в весовой мере — пуде ржи (ржаной единице) или пуде пшеницы (пшеничной единице) — и до 1 января 1924 г. взимался натурой или деньгами. В некоторых губерниях, областях и автономных республиках налог этот взимался только в денежной форме, а в остальных — в смешанной форме (в денежной и натуральной). НКФ мог разрешать в губерниях с чисто денежной формой налога взимать часть налога натурой. Налогоплательщики имели право уплачивать причитающуюся с них натуральную часть налога деньгами полностью или частично. Натуральная часть налога оплачивалась хлебными и зерновыми продуктами, но в указанных в декрете случаях эти продукты могли быть заменены другими, например, мясом, масличными семенами и т. п. Большими неудобствами Натуральных налогов при существовании развитого денежного обращения, как выяснила русская практика, являются для государства: дороговизна взимания Натуральных налогов (так как приходится содержать особый налоговой аппарат, помимо существующего по сбору денежных налогов, иметь особые склады и т. д.), трудность хранения без особых приспособлений скоропортящихся или требующих особых условий для сохранения продуктов (мяса, фруктов, картофеля, свеклы и т. д.), необходимость внимательного контроля не только за количеством, но и за качеством поступающих по налогу продуктов, что не всегда достижимо без сложного технического оборудования (определение качества мяса, масла, молока и т. д.), возможность затруднения при транспорте собранных продуктов, многочисленность объектов обложения, сложность налогового законодательства и пр. Многие из недостатков неустранимы даже при условии отмены множественности Натуральных налогов и взимания их лишь основными продуктами. Для плательщиков недостатками Натуральных налогов являются: обременительность доставки причитающихся по налогу продуктов (в случае удаленности заготовительной конторы от места жительства плательщика, при бездорожье, а также если налог требует частой уплаты, как, например, налог на молоко); иногда доставка налога бывает более тягостна для плательщиков, чем сам налог. Затем, плательщик Натуральных налогов бывает связан в своей хозяйственной деятельности необходимостью согласовать план хозяйственных работ с доставкой к определенному сроку Натуральных налогов, для чего требуется выполнять ряд работ, которые он мог бы выполнить в другое время года. Кроме того, обложение Натуральными налогами ведет иногда к необходимости соглашения ряда плательщиков между собою для совместной уплаты его (например, при налоге в несколько фунтов мяса с головы скота), при чем в соглашении часто выигрывает экономически сильный элемент за счет недостаточных налогоплательщиков и т. д.

Финансовая энциклопедия, 1927 г.


«Н»: Наибольшее благоприятствование, Налоги, Налоги СССР, Наследственный налог, Натуральные налоги, Национальный доход, Никелевая монета, Нуллификация денежных знаков, «Н».